Почему врет спидометр?

Что касается спидометра - нетрудно догадаться, почему он именно "преувеличивает". Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все неприятности (штрафы, аварии, поломки) случились с ними из-за неверных показаний приборов.

Среднее значение погрешности у современных спидометров - 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет.

Но почему спидометр обязательно должен "врать"? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по скорости вращения колеса (точнее, показания снимаются с одного из валов в трансмиссии, но скорость вращения этого вала прямо пропорциональна скорости вращения колеса). Эта скорость зависит от диаметра колеса, а это - параметр нестабильный.

"Колесо может быть приспущенное или перекачанное, зимой воздух в покрышке одной температуры, а летом - другой. Все это влияет на диаметр колеса и как следствие - на показания спидометра. Не говоря о том, что водитель может поставить диски диаметром на несколько дюймов больше чем у стандартных. Поэтому создать сверхточный спидометр в теории можно. Но и стоить он будет дорого. Кстати, на престижных немецких машинах, стоят спидометры с минимальной погрешностью - но и цены на эти машины не назовешь демократичными..."

Многие считают, что цифровые спидометры точнее стрелочных, но на деле это не более чем заблуждение. "Цифровые спидометры ничем не отличаются от аналоговых: механизм измерения скорости одинаковый, отличается лишь метод отображения результатов этих измерений".

По идее, получить сверхточный спидометр сейчас не так уж сложно: достаточно на роль источника данных выбрать GPS-модуль штатной навигационной системы. Так наверняка и произойдет, когда навигация станет неотъемлемым элементом автомобиля, а не чрезвычайно дорогой опцией. Пока же водителям остается мириться с маленьким "вруном", постоянно маячащим перед глазами.

Назад к списку новостей